Буддологические исследования - Публикации
Буддизм как составляющая российской цивилизации
Научная проблематика проекта «Россия и буддийский мир в дискурсе философского востоковедения», реализуемого в КалмГУ при грантовой поддержке Российского научного фонда, сохраняет свою актуальность, более того, взаимодействие России и буддийского мира приобретает новые масштабные характеристики и перспективы. Проект «Россия и буддийский мир» представляется значимым для развития новой перспективной тематики - цивилизационных аспектов взаимодействия России и буддийского мира, для формирования новых направлений и векторов развития философского востоковедения. Буддизм является неотъемлемой составной частью российской государственности, истории и культуры, важной составляющей самой российской евразийской цивилизации.
"Женский вопрос" в тибето-монгольском буддизме: традиции и современные реалии
В данной статье предпринята попытка проанализировать положение женщины в тибето-монгольском буддизме. Авторы делают вывод о том, что в силу доминирования в нем тантрической традиции, где женскому началу всегда придавалось большое значение, статус женщины здесь был достаточно высок. В то же время в силу сложившихся социальных и историко-культурных обстоятельств в институте женского духовенства отсутствовала высшая ступень буддийского монашества (гелонгма). В этих условиях женские монастыри Тибета играли подчиненную роль по отношению к мужским. В Монголии и буддийских регионах России исторически не сложилась женская монастырская система, и женщины здесь становились монахинями низшей ступени посвящения (шабаганца), преимущественно в пожилом возрасте, оставаясь в кругу семьи. В силу этого духовные статусы монахини и мирянки, принявшей обеты убасанца, отличались не сильно. В современный период ситуация в тибето-монгольском буддизме значительно изменилась. В условиях культурно-конфессиональной глобализации буддизм распространился на Западе, что привело к включению в него феминистского дискурса, связанного с правами женщины в религии. В результате получило развитие движение за возрождение института монахинь высшей ступени посвящения. Среди представительниц западной ветви тибето-монгольского буддизма появился целый ряд харизматичных личностей - монахинь, внесших значительный вклад в распространение буддизма на Западе. В современных Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве, несмотря на то, что основную часть духовенства здесь по-прежнему составляют мужчины, можно констатировать значительную религиозную активность женщин, причем не только священнослужителей, но и мирянок.Несомненно, что современные женщины Монголии и буддийских регионов России, являясь членами различных буддийских центров, вносят значительный вклад в возрождение буддизма. Они активно участвуют в повседневной жизни буддийского сообщества, постигают буддийскую философию и практику, занимаются проведением религиозных служб, способствуют передаче буддийских знаний молодому поколению. Важным событием в истории российского буддизма стало появление первого женского буддийского дацана на территории Бурятии.